Народные промыслы



Не все старинные народные промыслы в России дотянули до века смартфонов, беспилотных машин и роботов. Те, что сохранились, по-прежнему радуют глаз и душу. 

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.
Расскажите своим детям о том, что  ассоциируется с Россией и вызывает восхищение у жителей всего мира:

Матрешка
Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями.

Полохов -Майдан
Семеновская матрешка


Богородская игрушка

Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки. 

«Долгожителем» считается и игрушка «Курочки», которой забавлялись ребятишки еще во времена Александра Сергеевича Пушкина. Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. Как в случае с курочками, которые по очереди клюют зернышки. Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы. 


Филимоновская  игрушка

Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур.


Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол.
Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры — петуха или гуся.
Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова - https://www.culture.ru/materials/254549/istoriya-filimonovskoi-igrushki



Дымковская игрушка
Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.
Барыни, кавалеры, петухи с павлиньими хвостами, кони-свистульки, и все с яркой геометрической росписью по белому фону — дымковскую игрушку узнаешь с первого взгляда. Возник промысел 4 века назад в слободе Дымково под Вяткой (нынешний Киров), где расписные глиняные фигурки делали к весеннему празднику Свистуньи. Над «дымкой» до сих пор работают вручную: лепят из красной глины, смешивая ее с мелким песком, сушат, обжигают, покрывают белилами и расписывают. Орнамент кажется нарочито простым, но все узоры и цвета символичны: ромб — символ плодородия, круг — солнце, голубой — небо, зеленый — земля или пашня.

Хохлома 
Праздничная хохломская роспись вместе с балалайкой и матрешкой — самое русское, что у нас есть. Появилась она в XVII веке в Нижегородской губернии. Со всей округи мастера привозили свои изделия в большое село Хохлома — отсюда и название.

Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.
Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Сегодняшний центр промысла — город Семенов в 60 км от той самой Хохломы.  Тысяча и одно изделие из хохломы, от шахмат до подсвечников, в музее «Золотая хохлома» 
Гжель
Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.


Городецкая роспись
Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.



Мезенская роспись


Жостовская роспись
В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Жостовская роспись будит нежные детские воспоминания. Еще бы, ведь это тот самый черный поднос с цветами, на который бабушка ставила чай с малиновым вареньем и пирогами. В конце XVIII века бывший крепостной Филипп Вишняков открыл в деревне Жостово под Москвой мастерскую — сначала он делал лакированные шкатулки, табакерки, подносы и другую мелочь из папье-маше. Через 30 лет его сын Осип, вдохновившись опытом уральских мастеров, вместо бумажных подносов стал выпускать металлические, и новинка пошла на ура.




Берестяной промысел
Из бересты чего только на Руси не делали! Большими берестяными листами изолировали дома от сырости. Берестой оборачивали рукоятки ножей. Из нее плели кузова, которые носили на лямках за спиной, и корзинки. Писали на ней расписки и купчие. Из бересты была сделана половина домашней утвари, детские игрушки, колыбель и даже обувь — вспомните лапти. Постепенно сложились центры берестяного промысла со своими приемами и особенностями. В Шемогодской волости с конца XVII-начала XVIII века делают прорезную бересту: шкатулки и кузовки укутывают нежным кружевом, под которым красиво просвечивает нижний слой.

Познакомиться с шемогодским промыслом можно в Великом Устюге, где в музее-заповеднике хранятся изделия знаменитых мастеров.

Тульский пряник
Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Пряники — как книги: в стародавние времена их лепили вручную, а потом стали печатать с помощью деревянных досок. Позже появились пряники, которые вырезали формой или ножом из раскатанного теста, но самыми любимыми все равно оставались печатные. Без медового лакомства на Руси не обходились ни одни именины, ни одна свадьба и ярмарка. Печатные пряники из Тулы известны с XVII века. При фабрике «Старая Тула», открытой в 1881 году, есть скромный музей, http://www.oldtula.ru/museum/exposition/

Павлово-посадские шали
Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.
На Руси замужних женщин можно было узнать не только по обручальному кольцу, но и по орнаменту, цвету и фасону одежды и, главное, по головному убору: после свадьбы волосы полагалось прикрывать. Повойник, кичка, борушка — каких только головных уборов не было, но универсальной вещью всегда оставался платок. Его носили отдельно или с чем-то другим — например, с кокошником.
Платочная фабрика в селе Павлово появилась в 1795 году. Спустя полвека на ней выпустили первые шерстяные шали с набивным рисунком — те самые, что потом прославились далеко за пределами страны. До 1970-х цветы и восточные узоры наносили деревянными резными формами, сотни раз прикладывая их к каждому платку. Сейчас печатают по сетчатому шаблону, но платки все так же хороши. Оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Весь путь, который промысел прошел за двести лет, представлен в музее при Павловопосадской платочной мануфактуре.


Вологодское кружево
Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Оренбургский пуховый платок
Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

 

Гусевской хрусталь

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.
Палеховская миниатюра
Сто лет назад никакой лаковой миниатюры в Ивановском крае не было, зато из-под кистей палехских мастеров выходили прекрасные иконы. После революции с иконописью пришлось завязать, и художники придумали новый стиль миниатюрной живописи, основанный на иконописных традициях. Родоначальником стал Иван Голиков: в 1921 году он расписал свою первую шкатулку из папье-маше. Через три года Голиков и еще шестеро художников открыли «Артель древней живописи» — так началась история палехской миниатюры.

Работы мэтров — иконы и лаковые миниатюры — собраны в музее палехского искусства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  С Новым годом от души Вас поздравить мы спешим! И желаем впечатлений, Самых радостных мгновений! Пусть исполнятся мечты, Счастья в жизни, ...